Онлайн-курс с 25 февраля по воскресеньям c 19.00
«Эмблемы как способ визуализации философских понятий.
Россия XVIII-XIX вв.»
Первая лекция 25 февраля — открытая
Подходит для самостоятельного обучения
Всего 6 лекций по 1.5 часа
Курс может быть интересен преподавателям, исследователям, аспирантам и студентам, а также всем тем, кто хочет больше узнать об истории интеллектуальной культуры и истории идей в России, а также понимать философские смыслы визуальных текстов.
Стоимость всего курса 3850 рублей с подключением к видеозаписям для просмотра в любое время.
Специальная подготовка не требуется. Достаточно иметь общие представления об интеллектуальной истории России, европейской философии и искусства.
Содержание курса:
- Эмблема и символ. Структура эмблемы. Книги эмблем. Эмблемы в России.
- Визуальные коды морали. Добродетели и пороки в зеркале эмблематики.
- Визуализация абстрактных понятий. Эмблемы и символы метафизики.
- Философия российской истории в образах и эмблемах.
- «Глобус России». Географические образы мира в эмблемах.
- Эмблема и герб. Язык политической символики.
В курсе будут рассмотрены тенденции развития эмблематики в российский культуре, основанные на редких источниках, приведен материал, основанный на оригинальных исследованиях автора.
«Уже само определение философии и анализ ее структуры обращает к образу «царицы наук», сидящей на троне и держащей в руках раскрытые книги, призывающие нас в сферу морально-политических и научно-метафизических понятий, представлений и образов. Сборник эмблем «Иконология, объясненная лицами» дает такое описание философии: «Философию представляют в виде сановитой женщины, сидящей смиренно на мраморном троне, имеющем много приступков. Она имеет на голове золотую диадему и держит две открытие книги, из которых на одной написано естественная, а на другой нравственная»
Изучение визуальной семантики как текста культуры, визуальной формы трансляции идеологических и морально-политических посланий государства обществу необходимы для понимания смысла многих философских концептов. Анализ визуальных форм выражения абстрактных понятий особенно важен в таких странах, как Россия, где академическая система возникла сравнительно поздно, а потому философские идеи не всегда были явлены в своей «классической» форме научного трактата. Только часть философского сообщества тяготела к лексической определенности и использованию терминов в их прямом значении. Она была связана с академическими институтами и церковными школами.
Метафоризация философского текста, в том числе и визуальная, порождена усилием объяснить неизвестное или непостижимое, и свидетельствует о границе, где знание смыкается с непознанным, заставляет обращаться к образам, заменяющим собой несформировавшиеся категории. Метафора изначально неопределенна, но она помогает поименовать сферу еще не освоенного и не зафиксированного в понятии. Визуализация несет несколько другую нагрузку. Условно мы можем назвать два ее вида – символ и эмблему. Их различие в контексте концептуализации визуальных метафор заключается в следующем. Символ имеет неопределенное поле смыслов и имеет высокий уровень абстрактности. Он обозначает поле проблематизации или направления гипотетических предположений. Значение эмблемы определенно и конвенционально закреплено в системе культуры, в которой они функционируют. Предельное выражение этой конвенции – сборники эмблем, использующиеся для трансляции философских, идеологических или моральных концептов.» (Татьяна Владимировна Артемьева).