Учеба уже началась?

Как изучать континентальную герменевтику субъекта?

Карта для эрудированных путешественников.
Что делать, если вы только начинаете изучать герменевтику субъекта чтобы обогатить свои познания в филоосфии? Герменевтика субъекта — это термин, применимый к наиболее ярким теориям современной философской антропологии. Как минимум, это зонтичный термин, применимый к философиям Поля Рикера и Мишеля Фуко, а возможно и другим, смежным с ними, теориям языка, субъекта, социальной коммуникации. Начнем с Поля Рикера. В качестве исходного пункта рекомендуется прочитать «Конфликт интерпретаций», в котором обозначены все методы, из которых «состоит» современная герменевтика субъекта. В той степени, в которой вы знакомы и понимаете эти методы, вы поймете «состав» современных теорий. Если вы надеетесь на быстрый рецепт, вас ждет разочарование. Философская антропология к концу 20 века — это «состав лекарства», а не приятная таблетка. Поэтому протестировав свои знания, далее двигайтесь к восполнению пробелов в изучении каждого метода в отдельности, а потом вернитесь и перечитайте вновь. Если пробелы в знании структурализма? Структурализм — это самое легкое, с него можно начать, если вы интересуетесь философией недавно, но все же уже знаете, что такое означающее и означаемое. Почитайте Ролана Барта — статьи о литературе, «Миф сегодня», «Нулевая степень письма». Обращайте внимание на всех авторов, о который пишет Рикер.

Далее, после структурализма лучше изучить психоанализ. Важно понять, почему психоанализ — это философская теория и в чем ее особенность именно как герменевтической, интерпретативной методы. Как минимум, изучить теорию личности З. Фрейда, «Введение в психоанализ», важно освоить «Стадию зеркала» Ж.Лакана и его работу «Функция речи и языка в психоанализе» — последняя работа ключевая для наших целей. Если вы уже знакомы с психоанализом, то лучше сразу перейти к ней.

Поднаторев в этих двух методах, переходите к изучению феноменологии. К сожалению, феноменология остается одним из методов трансцендентализма, но к счастью, для наших целей важна французская школа феноменологии. Можно начать с М. Мерло-Понти, его небольших статей — «Око и дух», статей сборника «Знаки», рано или поздно придется освоить «Феноменологию восприятия». Если вы готовы к чемпионским высотам, то читайте Э. Гуссерля — «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии», «Кризис европейских наук». Довольно важно в случае с Гуссерлем не соглашаться на полумеры в виде «разбавленной» экзистенциальной аналитики Хайдеггера, а также популяризаторских лекций и словарных статей самого Гуссерля. «Популярное» упрощенное изложение феноменологии не облегчит вам путь понимания, напротив, есть вероятность увязнуть в этом искаженном толковании. Если вы чувствуете, что экзистенциальная аналитика очень привлекает вас, есть повод задуматься о степени своей готовности к философии. Как у студентов-медиков поход в морг становится тестом на восприятие всей медицины, так и чтение Хайдеггера может быть индикатором вашей рациональности, — не оставайтесь там, всеми силами уходите. Таким образом, освоив саму основу феноменологического подхода, вернитесь к философской герменевтике. Для понимания Рикера достаточно вникнуть в идеи Шлейермахера и Гадамера, отделить герменевтику от сугубо религиозных целей.

Именно с этими познаниями еще раз перечитайте «Конфликт интерпретаций» и приступайте к двухтомнику «Время и рассказ». Что же касается Мишеля Фуко, то эта версия важна, если вы готовы к политической философии. Лекции по герменевтике субъекта более понятны, если есть знания по истории философии античности и нацеленность на «переформатирование» субъекта.
В этой небольшой карте учитывается тот минимум, который есть в переводах, — разумеется, сам маршрут может быть в любом темпе и не предполагает какой-либо грамматики повелительного наклонения. Будьте счастливы 🙂

@TatianaLitvin @ArsNoetica #герменевтика #польрикер #мишельфуко #герменевтикасубъекта #философия #арсноэтика #современнаяфилософия #психоанализ #феноменология #гуссерль #структурализм

Оставьте комментарий